Ижевская
средняя школа
Внеклассное мероприятие
«Клуб юных физиков»
(с применением индивидуально-дифференцированного подхода)
7 класс
Подготовила: Учитель физики
Мухамедгалиева Г.У.
"И преграды нас не остановят!
Новые
миры к себе манят,
Нам оставить след в науке стоит
И внести
в открытия свой вклад! "
Из песни школьников
Цели и задачи мероприятия:
1.Показать
использование знаний и умений учащихся, приобретенных на уроках физики, через индивидуально-дифференцированный подход.
2.
Заинтересовать учащихся изучением предмета физики.
3.
Сформировать потребность к углублению и
расширению знаний.
4.
Приобщать учащихся к экспериментальным заданиям.
Оборудование:
модель паровой машины, презентация.
Ведущий:
"Мы уже прожили 13 лет
и еще почти ничего не успели. А нам предстоит запускать космические
корабли к звездам, исследовать проблемы наследственности, раскрыть тайну рака.
Мы не умеем получать и собирать знания. Мы не всегда даже знаем,
что хотим знать, а к учебе относимся подчас, как к печальной необходимости.
Стойте! Одумайтесь!
Тратить впустую годы - самые юные, самые плодотворные - преступление! Во имя
наших будущих профессий и свершений - в бой за знания!"
Учитель:
сейчас мы совершим экскурсию и познакомимся с выдающимися учеными физиками.
Имена некоторых из них вам уже знакомы.
Класс
заранее разбит на две команды, в каждую из которых входят учащиеся с различной
учебной мотивацией. Одни учащиеся готовят
мини-сообщения об ученых физиках, другие
учащиеся - презентации (портреты ученых,
используя интернетресурсы).
Слайд - 4 (Портрет Галилео Галилея)
Великий
итальянский ученый Г.Галилей после
окончания университета занялся исследованиями в области механики и астрономии.
Им открыт принцип относительности движения и закон инерции. Главное достижение
ученого в области оптики – создание оптической трубы (одного из первых
телескопов). Ученый обессмертил свое имя рядом астрономических открытий,
сделанных с помощью телескопа: обнаружил горы на Луне, открыл 4 спутника у
Юпитера.
Слайд – 5 (Портрет Исаака Ньютона)
Однажды
вечером в 1665 году молодой человек двадцати трех лет сидел в фруктовом саду родительского замка и
раздумывал. Среди тишины вечера яблоко, говорят, упало перед ним. Этот факт,
такой простой, который мог бы пройти незамеченным для всех других, поражает и
возбуждает его внимание. Луна видна на небе. Молодой человек принимается
размышлять о природе той единственной силы, которая толкает тела к Земле; он
наивно спрашивает себя: почему Луна не падает? Думая об этом, он приходит к
одному из наиболее прекрасных открытий, которыми может гордиться человеческий
ум».
Исаак
Ньютон – великий физик, открывший закон всемирного тяготения.
Слайд – 6 (Портрет Юрия Алексеевича Гагарина)
Юрий
Алексеевич Гагарин – уникальный путешественник. Претендентов на это путешествие
было около 3 тысяч, однако выбор пал на него. Это кругосветное путешествие он
совершил в одиночку. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий,
студент, курсант аэроклуба. Свой исторический полет в космос он совершил 12
апреля 1961 года на советском корабле – спутнике «Восток». Ю.А.Гагарин облетел
нашу планету и вернулся на Землю; полет продолжался 1 час 48 минут.
Совершенное
им прославило человеческий разум, его и его Родину. Ему принадлежит
историческая фраза, сказанная перед началом дороги: «ПОЕХАЛИ».
Слайд – 7 (Портрет Архимеда)
Этот
ученый жил в Сиракузах, на острове Сицилия. Великий инженер и конструктор
своего времени. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
Он помог своему царю Гиерону избежать обмана. С одним из его открытий мы
сталкиваемся почти каждую неделю.
По
легенде, ему принадлежит возглас «ЭВРИКА!», прозвучавший вслед за сделанным им
открытием.
Слайд – 8 (Портрет Вильгельма Конрада Рентгена)
Фамилия
этого ученого знакома всем: и школьникам, и артистам, и научным работникам.
Инженер по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на звание доктора философии. Его научные исследования посвящены
электромагнетизму, физике кристаллов, оптике. Но главное его достижение
относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки. Она то и
прославила его имя. В.К.РЕНТГЕН – лауреат первой Нобелевской премии по физике
(1901г.) Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека.
Слайд – 9 (Портрет Михаила Васильевича Ломоносова)
Сын
крестьянина-помора северной окраины России. Он рано научился грамоте, прочел
все книги, какие мог достать, в 14 лет самоучкой изучил арифметику и
грамматику. В 1730 году пешком ушел в Москву учиться. В 1731году ему удалось
поступить в Словяно-греко-латинскую академию. По окончании, как один из
способнейших учеников, был направлен в Петербургский университет. Тут
заинтересовался серьезно химией и физикой.
В
1741 году Михаил Васильевич был назначен профессором химии Петербургской академии Наук. Благодаря его усилиям в
Петербурге была создана прекрасно оборудованная лаборатория. По его инициативе
и проекту был открыт Московский университет.
Ломоносов
придерживался мнения, что химия должна
быть неразрывно связана с физикой и
математикой. Это соединение позволило Ломоносову заложить фундамент науки об
атоме и молекулах, то есть создать новую отрасль знаний-физическую химию.
Взгляды
и теории Ломоносова, далеко уходящие в будущее, оценили только ученые, живущие
чуть ли не на два века позже.
Игра – конкурс.
Учитель: приглашается
жюри.
Участники игры: две команды. Команды рассаживаются вокруг столов (на
столе – название команды, девиз, эмблема).
I. КОНКУРС ЭРУДИТОВ.
В этом конкурсе принимают участие все участники
команд. Ответить на легкие вопросы предоставляется возможность слабым учащимся,
а на более сложные вопросы отвечают учащиеся с высокой учебной мотивацией.
Вопросы для I-ой команды: (слайд – 13, 14)
1.Как
называется самое распространенное вещество в природе? (вода)
2.Что тяжелее тонна соломы или
тонна железа? (они одинаковы)
3. В какой комнате запах
распространяется быстрее в теплой или холодной? (теплой)
4. Как звали Ломоносова? (Михаил
Васильевич)
5.Назовите наибольшую единицу
времени.
а)
век; б) год; в) минута; г) час.
6. Какое из приведенных слов не
является явлением?
а)
инерция; б) диффузия; в) дождь; г) капля воды.
7. При резкой остановке автобуса
человек, стоящий в нем отклонится:
а)
влево; б) вперед; в) назад; г) вправо.
8. В каких единицах измеряется
масса?
а)
метр; б) секунда; в) килограмм; г) час.
Вопросы для II-ой команды: (слайд – 16, 17)
1.
Как называется маленькое количество жидкости? (капля)
2.
Одно яйцо варят при нормальных условиях до состояния «крутое» 4 минуты. Сколько
минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
3.
Чем отличаются молекулы воды, пара, льда? (ничем, это молекулы одного вещества)
4.
Кто говорит на всех языках? (эхо)
5.
Какой прибор служит для измерения скорости?
а)
термометр; б) спидометр; в) ареометр; г) вольтметр.
6.
Какое из приведенных слов означает вещество?
а)
книга; б) линейка; в) свинец; г) мензурка.
7.
Что из приведенного является физической величиной?
а)
инерция; б) взаимодействие; в) молния; г) масса.
8.
Какая из единиц массы самая большая?
а)
тонна; б) грамм; в) центнер; г) кг.
II. КОНКУРС «ЗАГАДКИ»
Данный конкурс проводится
для учащихся с разной учебной мотивацией.
1. «ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКАМИ» - для более эрудированных учащихся:
Загадка первая (слайд – 19,20)
Сейчас
вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на
одном из них. Подсказки:
1.
Как орудие войны это
изобретение упоминается в источниках XIII в., XV в., в конце XVIII и середине XX в.
2. Данное изобретение используется и в мирных целях.
3. Предполагается, что
родина этого изобретения Китай.
4.
В Европе (XIII в.) его разновидность
получила название «летающий огонь», или
«огненный волан», а в середине XX в. — имя милой девушки.
5.
Это изобретение —
основной двигатель космических кораблей.
(Ответ: ракета.)
Загадка вторая (слайд – 21, 22)
В
природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за
вещество? Подсказки:
1.
Из этого вещества на 65%
состоит организм взрослого человека.
2.
Со всеми тремя его
агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
3. Его можно использовать для уменьшения трения.
4.
Его используют в
системах нагрева и охлаждения.
5.
Это вещество называют
«соком жизни» на Земле.
(Ответ: вода.)
Загадка третья (слайд – 23, 24)
Что
это? Подсказки:
1.
Сначала он плавал, потом
стал и летать.
2.
Он многим, будучи их
проводником, спас жизнь.
3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
4.
Он всегда целенаправлен.
5. Он безразличен к драгоценным металлам и
алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.
(Ответ:
компас)
Загадка
четвертая (слайд – 25, 26)
1. Агрегат моментальной съёмки.
2. Есть у каждого в доме, «и языка нет и правду
скажет».
3. Стекло- с одной стороны имеющее серебристую
поверхность.
4. Девчонки часто смотрятся в него.
5. Легко увидеть своё отражение.
(Ответ: зеркало)
2. «ЗАГАДКИ»- для
учащихся, слабомотивированных на учебную деятельность (данные загадки учащиеся
подбирают самостоятельно для команды
соперников (задание с опережением)). Одновременно с загадками участникам команд
предлагается решить задачи различной степени сложности.
Загадка первая
На рояль он не похожий,
Но педаль имеет тоже,
Кто не трус и не
трусиха,
Покатается он лихо,
У него мотора нет,
Его зовут …. (велосипед)
Задача. Мальчик на велосипеде, двигаясь прямолинейно, проехал 500 м за 4 мин. Определить
путь велосипедиста.
Загадка вторая
Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как
тут,
Всех домчит он в пять
минут.
Эй, садись не зевай,
Отправляется ….(трамвай)
Задача. Трамвай прошел первые 200 м со скоростью 5м/с, а
следующие 600м со скоростью 10 м/с. Определите его среднюю скорость на всем
пути.
Загадка третья
Крыльев нет, но эта
птица,
Пролетит и прилунится
Чудо-птица, алый
хвост,
Пролетела в стаю
звезд,
Хороша, как
чудо света
Что ж летит, ответь? (ракета)
Задача. Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время она пролетит путь в 280000 м?
Загадка
четвертая
Чтобы он тебя
повез,
Ему не нужен
овес,
Накорми его
бензином
На копыта дай
резину,
И тогда поднявши
пыль,
Побежит…(автомобиль)
Задача. Автомобиль
проехал первую половину пути со скоростью 10 м/с, а вторую половину со
скоростью 15 м/с. Определить среднюю скорость на всем пути.
III. КОНКУРС – РАЗМИНКА
Данный
конкурс рассчитан на сообразительных учащихся.
В жизни многих животных трение играет
положительную роль. Нет ли «лишнего» в этом перечне
слов? (слайд – 28)
1. хобот слона
2.
хвост обезьяны
3.
тело змеи
4.
лапки птиц
5.
панцирь черепахи
Ответ:5
Bce ли эти пословицы роднит одно физическое
явление? (слайд – 29)
1. Ученье и труд все перетрут
2.
Сухая ложка - рот дерет.
3. Идет как по маслу.
4. Скрипит как несмазанная телега.
5. Скользкий как налим.
Ответ: 1
IV. КРОССВОРД
Конкурс на быстроту
выполнения, кроссворд отгадывают все
участники команд.
По горизонтали:
4. Назовите первого
космонавта облетевшего земной шар.
6. Назовите вид движения падающей снежинки.
7.Что представляет собой вода в твёрдом состоянии?
9.
Прибор для измерения длины.
10. 0 веществе известно, что оно не сохраняет свой
объём. В каком состоянии находится тело?
По вертикале:
1.Что
хранится в г.Севре (близ Парижа)?
2.Как называется мельчайшая частица вещества?
З.Как
называется явление, при котором молекулы одного вещества проникают между
молекулами другого вещества?
5.Тело хорошо сохраняет свою форму. В каком
состоянии оно находится?
8. Какое слово было введено в русский язык Михаилом
Васильевичем
Ломоносовым?
Учитель: пока жюри подводит
итоги, мы с помощью машины времени вернемся в 18 век и послушаем, что нам
расскажут ученые мужи.
Историческая справка о первых тепловых машинах
( мини- сообщения - домашнее задание учащихся)
Ведущий. Задача науки физики — не только объяснение явлений,
но и применение знаний для практических целей.
Ведущая. Как известно из исторических
источников, приблизительно в I—II вв. н.э. в Александрии
была создана паровая машина. Ее создателем был хорошо известный
древнегреческий ученый и инженер, преподаватель школы Герон Александрийский.
Он знал о «движущей силе» нагретого воздуха и водяного пара.
Ведущий. Эта интересная игрушка приводила в восторг
публику. Мысль о том, чтобы «приспособить пар к делу», использовать как
двигатель для машин, пока не возникала. Это и понятно: техника еще не была развита;
к тому же имелась дешевая рабочая сила многочисленных рабов, домашних животных,
воды и ветра; пока ее хватало.
Ведущая. Появление теплового
двигателя связано с возникновением и развитием промышленного производства в
начале XVIII в.
Ведущий. Немецкий естествоиспытатель и врач Юлиус
Роберт Майер, живший в XIX в., писал: «Тепло есть
сила, оно может быть превращено в движение». Это очень важная
мысль.
Сценка
«Демонстрация опыта Томасом Ньюкоменом»
Ведущий. Одной из первых действующих
тепловых машин стала машина, созданная англичанином-изобретателем Томасом
Ньюкоменом в 1705 г. Эта, по нынешним представлениям, весьма несовершенная
машина применялась для откачки воды из шахт; она использовалась десятилетиями,
потребляя огромное количество теплоты главным образом из-за необходимости периодически
нагревать цилиндр после охлаждения его водой.
Модель
этого устройства продемонстрирует нам сам автор — сэр Ньюкомен, которого нам
чудом, благодаря машине времени, удалось пригласить сюда. Прошу Вас, сэр.
(Входит ученик, играющий роль Ньюкомена.)
Ньюкомен. (демонстрирует опыт с помощью оборудования)
Перед
вами, господа, модель моей паровой машины. Ее основная часть — цилиндр —
стеклянная пробирка, в которую налита вода комнатной температуры. Внутри пробирки
перемещается поршень, который поднимает или опускает груз. Топливом служит
сухое горючее. Пар, двигая поршень, совершает механическую работу. Схема такого
опыта — перед вами.
Появляются ученые: Ломоносов и Ньюкомен.
Ломоносов. Да! Все, что мы сегодня
здесь увидели и услышали, весьма интересно. И оно свидетельствует об
удивительной пытливости ума человеческого, которая привела к прогрессу в науке и технике.
Ньюкомен. Согласен. Но я хотел
бы, чтобы люди XXI в., живущие в эпоху сильно развитой техники,
не забыли, что основу молекулярно-кинетической теории тепловых явлений заложили
в числе других Вы, Михаил Васильевич, опытами, изложенными в трактате
«Размышления о причине теплоты и холода», написанном 2,5 века назад: в
1747-1748 гг.
Ведущая. Наш урок окончен. Мы
благодарим всех за участие в нем. На наш взгляд, он прошел увлекательно и
интересно.
Уважаемый
Михаил Васильевич, может быть, Вы хотите сказать несколько слов ребятам?
Ломоносов. Хочу. Мои юные сограждане!
Я вижу ваш интерес к науке и рад этому. Скажу вам как исследователь: один опыт
я ставлю выше, чем тысячи мнений, рожденных только воображением. Не забывайте
о наиважнейшей роли эксперимента в естественных науках! Хочу вам пожелать:
везде исследовать «всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел
свет».
Подведение итогов урока.
Учитель:
Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценки «пять»
Будешь на уроках
получать.