Тема: «Профилактика безнадзорности, аутодеструктивного поведения и преступности в Ижевской СШ»
Профилактическая работа среди учащихся Ижевской СШ по предупреждению правонарушений и преступлений ведется по следующим направлениям:
Коррекция девиантного поведения учащихся:
Ежедневный контроль посещения занятий. Выявление учащихся с отклонениями в поведении. Выявление интересов подростков, вовлечение их в систему дополнительного образования села и района. Индивидуальная работа администрации с учащимися, склонными к правонарушениям.
Профилактическая работа с родителями:
Встречи с участковым инспектором, инспектором ОДН, специалистами отдела образования на родительских собраниях.
Родительские собрания на правовую тему: «Роль родителей в организации досуга подростков», «Подросток в мире вредных привычек», «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника», «Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения», «Комендантский час: за и против», «Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения», «Жизненные цели подростков».
Индивидуальная работа классных руководителей и психолога школы с родителями учащихся, посещение семей (по необходимости). Выявление и работа с неполными семьями.
Информационно-просветительская работа:
Информационные стенды для учащихся и родителей: «Твои права», «Колесо безопасности»
Остановимся на наиболее важных аспектах.
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом - предметником и успевающими учениками.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейший учебный материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого подростка очень легко вовлечь в преступную деятельность.
По этой причине борьба с прогулами включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений. Классные руководители ежедневно контролируют посещаемость уроков. В случае пропуска занятий учеником у родителей выясняется причина отсутствия. В школе ведется журнал пропуска занятий учащимися. Когда прогулы носят систематический характер, школа подключает работников полиции и акимата, принимает меры к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка.
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями и руководителями дополнительных занятий привлекают в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
В школе работают кружки: танцевальный (Кирьянова Л.В.), стрелковый, туристический (ВСК «Каскад» Котомкин С.В.) и другие. Секции волейбола, борьбы (ДЮСШ), фут-зал (ДЮСШ), лыжные гонки (ДЮСШ), гиревой спорт, армрестлинг (Епейкин А.В.)
Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
К выполнению программы формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек привлекаются не только специалисты, но и широко используется детский потенциал. В пропаганде здорового образа жизни используются такие мероприятия: классные часы, беседа, дискуссия, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
декада «За здоровый образ жизни»: сдача президентских нормативов, военно-спортивные кроссы, туристические слеты.
В беседах с детьми помимо традиционных тем: наркомания, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обращается внимание на такие проблемы, как:
преимущество жизни без сигарет, здоровье и успешная карьера;
Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведения итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формируют жизненные позиции ребенка.
Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, дается понятие об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей формируют мотивацию на ответственность за свои действия. К такой работе мы привлекаем сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.
Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов. В нашей школе дети, стоящие на внутришкольном контроле, отсутствуют.
Профилактика аутодеструктивного поведения несовершеннолетних (подростковый суицид). Закрывать глаза или делать вид, что данная проблема не существует, значит, мириться с массовым уходом из жизни людей и детей в том числе.
Мы говорим очень осторожно, потому что нас этого не коснулось, но работая с детьми, мы зачастую видим, (что по приходу детей в школу) их на грани эмоционального срыва.
Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям?
Это чудовищно, когда детям вдруг страшно становится жить. Выбрасываться из окон, резать вены, вешаться, глотать таблетки, бросаться под колеса бегущих машин не страшно. А жить страшно.
Как помочь нашим детям? Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Особенно, если конфликт исходит из семьи или из школы. Наш совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности". Наша с Вами миссия создать для детей пространство любви и понимания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!